Альберт Лиханов: "Во всем мире детский туберкулёз - болезнь бедных детей бедных родителей".
Благотворительный "Российский детский фонд" развивает программу "Детский туберкулез". В 2012 году был создан Всероссийский попечительский совет программы, в который вошли ведущий кардиохирург страны Лео Бокерия, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, певец Иосиф Кобзон. Корреспондент "РГ" встретился с возглавившим попечительский совет председателем РДФ Альбертом Лихановым.
Альберт Анатольевич, почему такое внимание решено уделить именно детскому туберкулезу?
Альберт Лиханов: В прошлом году в Европе туберкулезом заболело 80 тысяч человек - взрослых, стариков и детей. И сразу там объявили статус континентальной тревоги, начали принимать экстренные меры! А в России ежегодно заражается туберкулезной инфекцией 280 - 290 тысяч детей и подростков. За последние десять лет больных детей стало больше в 2,5 раза. Показатель - 14,7 на 100 тысяч. Это в 15 раз выше, чем в развитых странах Европы. Показатель по подросткам еще более удручающий: 37,4 на 100 тысяч ребят.
Появилась новая "версия" инфекции с неутешительной кличкой "монстр" - она не поддается антибиотикам. Растет смертность детей до двух лет. Можно привести еще много устрашающих данных из независимого доклада "Детский туберкулез", подготовленного и изданного нашим фондом, но вывод один: эта тяжкая болезнь достигла состояния громадного эпидемиологического очага, и если не вмешаться, то именно детский туберкулез станет реальной угрозой развитию страны.
В чем основная причина столь острой ситуации?
Альберт Лиханов: Во всем мире туберкулез - болезнь бедных, а детский туберкулез - болезнь бедных детей бедных родителей. Многие ребята заболевают потому, что в семьях, особенно пьющих, нет денег на теплые сапожки, куртки. Они плохо накормлены. В зоне риска 800 тысяч маленьких россиян из семей с небольшим достатком. Между тем не во всех районах есть даже фтизиатры. А те, что работают, не всегда успевают вовремя поставить диагноз. И потом ребенок оказывается в ситуации, из которой его уже нужно вытаскивать.
Даже если он попал в профильную больницу?
Альберт Лиханов: Увы, ведь такие медучреждения недостаточно финансируются. Часто там устаревшее оборудование. Хронически не хватает современных отечественных медикаментов. Но это еще полбеды. В лечении туберкулеза крайне важен период реабилитации. А кроме того, спасая детей в прямом смысле этого слова, их нужно выводить из семей, где процветает туберкулез.
В стране около 200 детских противотуберкулезных санаториев, из которых два федеральных. Практически все расположены в центральной части страны. А для легочных больных очень важен климат. Двадцать лет назад на побережье Черного моря было около 100 детских противотуберкулезных санаториев. После развала СССР остался один - "Пионер" в Лазаревском районе Сочи. Но и над ним нависает угроза закрытия.
В санаториях та же бедность, что и в больницах?
Альберт Лиханов: Если не хуже. Мы собрали данные по лечебным и профилактическим учреждениям, расположенным в 21 регионе: в 80% из них нет необходимой бытовой техники и оборудования, в 70% - спортинвентаря. В иных санаториях ребята не могут даже поиграть в футбол или волейбол, покататься на лыжах. Почти в половине библиотек только старые книги, журналов и газет не найти. Из государственной казны на подписку детской периодики не выделяется ни рубля. Точнее, общего бюджета, который выделяют местные власти, на многое просто не хватает и главврачи отдают деньги на первоочередное, куда книги не входят. Есть и просто вопиющие факты. В 43% больниц и санаториев нет моющих средств и даже туалетной бумаги. Часто нет даже зубной пасты - бюджет тоже этого не предполагает.
Есть разные формы туберкулеза. Например, костный туберкулез. Его лечат достаточно тягостным способом, но это мировая практика. Ребенка привязывают ремнями к особой лежанке. В таком состоянии он проводит месяцы, а то и годы. Представляете, сколько внимания, ухода, любви требуется от персонала и семей, чтобы поднять такого ребенка? А родители уезжают и чаще всего не в состоянии сами купить необходимое, как это делается в обычных клиниках, если чего-то не хватает. Я бывал во многих туберкулезных санаториях и представляю, из каких семей там ребята. У них порой нет элементарного: нижнего белья, носков, рубашек, тапочек. Точнее, все, что они привозят из дома, моментально снашивается, погибает в машинных стирках. У многих семей не хватает денег не только чтобы навестить ребенка, который лечится в санатории полгода, а то и год, но даже на билеты до здравницы для сопровождающего родственника. Такая ситуация повсеместна.
У вас есть предложения, как переломить ситуацию?
Альберт Лиханов: Государство должно заняться реформированием системы противотуберкулезной помощи детям. В ближайшее время необходимо разработать и утвердить госпрограмму по строительству новых и реконструкции старых санаториев, оснастить их современной техникой. Причем есть нужда в санаториях нового типа. Было бы правильным создать хотя бы одно учреждение федерального уровня для лечения ребят с двойной инфекцией - туберкулез и ВИЧ. Проезд к санаториям надо сделать бесплатным и для ребенка, и для провожатого. Пересмотра требуют расходы на питание. Из бюджетов выделяются средства в основном из расчета 50 рублей в сутки. Думаю, реальная сумма не может быть ниже 200 рублей.
Чтобы хотя бы это воплотить в жизнь, потребуются внушительные суммы. Ваш фонд готов организовать их поиск?
Альберт Лиханов: Для этого и обнародована наша программа. Но подчеркну: мы не собираемся подменять государство. Не собираемся оплачивать то, что должно быть предусмотрено бюджетом. Наша цель помочь детям, которые помимо того, что тяжело больны, находятся в зоне риска, еще обделены вниманием и заботой. И, конечно, помочь учреждениям, занимающимся профилактикой детского туберкулеза.
По нашим расчетам, для приобретения необходимого оборудования каждому санаторию потребуется только на эту цель около 500 тысяч рублей. И примерно такая же сумма как минимум нужна на другие нужды. Это 200 миллионов рублей.
Пока удалось собрать первые миллионы. Обнадеживает, что поступления идут от предприятий и самых разных людей. В Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям, например, был проведен благотворительный аукцион: "Взрослые - детям". Глава агентства Михаил Сеславинский, известный библиофил, выставил для своих друзей, собравшихся на его день рождения, 48 лотов. Под каждым номером была уникальная книга из его коллекции, в которой много иллюстрированных альбомов, антикварных и редких изданий... Общий сбор благотворительных средств составил 1,666 миллиона рублей. Деньги уже поступили на счет РДФ, за что большое спасибо Михаилу Вадимовичу. И как было бы хорошо, если бы деятели нашей культуры, искусства, науки, политики и экономики вписали свое имя в число жертвователей - их список публикуется на сайте фонда и будет издан.
На своем сайте мы покажем, когда, куда и как будут израсходованы любые поступающие средства, даже самые маленькие: на каждый адрес помощи детям составляется смета, в которой показан не только донор и его сумма, но и стоимость "вещных" подарков, которые и мы, и 75 наших региональных отделений с удовольствием примут. Детские вещи, которые мы возьмем, во-первых, должны носить оптовый объем, во-вторых, они должны быть новыми, заводскими. Лучше всего принимать такой товар от производителей.
Хочу заметить, что проблемы детей, больных туберкулезом, тронули и молодых, и пожилых. Скажем, недавно перечислила 40 тысяч рублей Вера Павловна Белина, участница Сталинградской битвы. Нетрудно представить ее возраст, и тот факт, что для нее такая сумма - серьезное дело. Поэтому я низко кланяюсь этой женщине, знающей, видать, не понаслышке, что такое человеческая беда, да если еще она настигла маленького, незащищенного человека.
Акцент
На что пошли уже полученные фондом деньги?
Альберт Лиханов: Мы передали подарки для ребятишек детского отделения Центрального института туберкулеза в Москве, санаториев в Белгородской и Кировской областях - около 500 комплектов, включающих обязательно нижнее белье, одежду. Наше иркутское отделение истратило на помощь областной детской туберкулезной больнице около 4 млн рублей, в том числе подарило современный аппарат УЗИ за 500 тыс рублей. Хабаровское отделение построило в краевом противотуберкулезном диспансере целый игровой комплекс.
Я говорю об этом, чтобы подчеркнуть: мы разветвленная общественная организация и государство смело могло бы передать нам часть бюджетных средств, чтобы хоть дети без зубной-то пасты не сидели, без книжек не мыкались, без лыж и велосипедов не страдали. Однако ведь федерального-то бюджета по туберкулезу, хотя бы детскому, не существует. Так, может, пора создать? Российский детский фонд готов принять на себя роль соучастника в борьбе за снижение совершенно конкретной беды: детского туберкулеза. Я очень надеюсь, что все больше людей должны понять: только объединенными усилиями - и государства, и общества - можно справиться с этой бедой.
Ирина Пуля, "Российская газета", www.rg.ru
Фото с сайта www.detfond.org